Сыщенко С.В.

НОВАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
“КНИГОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И БИБЛИОГРАФИЯ”

Указом Министерства образования и науки Украины № 528 от 18.07.2001 г. введена новая интегрированная специальность “Книговедение, библиотековедение и библиография” вместо существовавшей ранее специальности “Библиотековедение и библиография”.

В Украине подготовку кадров для книжной сферы долгое время осуществляли библиотечные факультеты вузов культуры. Однако постепенно книговедческая подготовка библиотечно-библиографических кадров теряет свое приоритетное значение. Это стало одной из причин ослабления гуманитарной составляющей книговедческого образования, наполнения его технологическим содержанием, направленности на процессы создания книги, кадрового обеспечения полиграфической отрасли и издательского дела Украины.

На современном этапе подготовку кадров для книжной сферы в Украине осуществляют несколько высших учебных заведений гуманитарного и технического профилей различных регионов страны по 7 образовательным направлениям и 10 специальностям (Библиотековедение и библиография; Библиотечное дело; Журналистика; Издательское дело и редактирование; Товароведение и коммерческая деятельность; Технология автоматизированной обработки текстовой и графической информации; Полиграфические машины и автоматизированные комплексы; Обслуживание и ремонт полиграфического оборудования; Издательско-полиграфическое дело; Брошюровочно-переплетное производство).

В основном содержание подготовки специалистов сводится к изучению процессов создания текстов, подготовки их к изданию и к технико-технологическим аспектам полиграфического производства (издательско-полиграфического комплекса). Некоторые специалисты приоритетными считают организационно-экономическое и технологическое содержание подготовки кадров, это связано с интенсивным развитием экономических отношений в сфере книжного бизнеса. Но нельзя рассматривать книгу только как коммерческий товар, важно при этом учитывать ее содержательную и формальную ценность для развития общества и личности. А для этого специалист должен быть высокообразованным в гуманитарной сфере, знать литературу, искусство, саму книгу как культурно-информационный феномен. Гуманитарная и технологическая составляющие современного книговедческого образования должны развиваться равноправно.

Концептуальное переосмысление содержания и направлений высшего книговедческого образования вызвано существенными изменениями в современном развитии национального книгоиздания, книжной торговли, библиотечной и библиографической деятельности, которые должны рассматриваться как система взаимодействующих отраслей книжной сферы Украины.

Противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми к качеству книговедческой подготовки кадров информационным обществом, и недостаточным профессиональным потенциалом значительной части специалистов книжной отрасли Украины составляет основное содержание проблемной ситуации, что характеризует современное книговедческое образование. Это противоречие может быть разрешено путем совершенствования специальной книговедческой подготовки библиотечно-библиографических кадров.

Интеграционные процессы в научной и практической подсистемах книжной отрасли Украины требуют соответствующих усилий в создании корпоративного подхода к подготовке специалистов книговедческого профиля, т.е. единства профессиональных интересов всех субъектов книжной отрасли в развитии национальной системы книгоиздания, книгораспространения и книгоиспользования. Единое формирующееся книжное пространство Украины требует подготовки новой генерации специалистов книжной отрасли, которые могут эффективно работать в современных условиях информатизации общества.

Для мировой и национальной системы высшего образования характерными являются процессы интеграции “родственных” специальностей, это обеспечивает “широкую подготовку” специалистов, дает возможность их дальнейшего трудоустройства.

Создание интегрированной специальности “Книговедение, библиотековедение и библиография” будет способствовать подготовке специалистов, которые владеют системными знаниями в области книговедения и книжного дела, смогут осуществлять интегрированные виды деятельности (издание, распространение, использование), будут владеть знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат эффективное доведение национальной и мировой кни-жной продукции до пользователя.

Hosted by uCoz